О школьной форме

БКК 2 Надежда-Стиль

Школьники рано или поздно задаются вопросом: «Да кто вообще придумал эту форму?»

Многие помнят те времена, когда мальчики ходили в школу в серых
или синих форменных костюмчиках, а девочки — в коричневых платьях с
белыми манжетами и воротничками и черных (по праздникам — белых) фартуках.

Cегодня в большинстве  школах нет обязательной для
всех формы. По крайней мере — формально нет. Вопрос о школьной форме не
ставится на уровне Министерства образования, а решается школьным
советом, куда входят родители, учителя и администрация школы.

Однако обязать всех учеников подчиниться решению совета
невозможно, и школьники продолжают выдумывать все более экстравагантные
наряды. Сегодняшнего учителя уже не шокируют рваные джинсы и проколотые пупки.

Новая проблема XXI века — субкультуры в школах.

Эмо и готам в школе не место?

Это было, есть и будет: во все времена появлялись новомодные течения,
молодежные движения. Раньше были хиппи и панки, теперь — вокруг
черно-розовые эмо и черные-пречерные готы.

— Сейчас это актуально: есть эмо-направление в музыке, эмо-одежда, —
рассказывает Дарья, ученица 10 класса.

— Но в школе просят снимать
эмо-платки. Правда, замечания в дневник не пишут, но родители все равно
против, мама ругается.

— Мне нравится одеваться неординарно, — говорит ученица 9-го класса
Анна. — Это удобно и отражает мой внутренний мир. Нет смысла запрещать
людям такие мелочи, как необычная одежда. Чем разнообразнее толпа, тем
интереснее ходить по улице.

— Быть или не быть приверженцем любой из субкультур — это личное дело
каждого, — считает ученица 11-го класса Диана.

— Но
атрибуты этой субкультуры необходимо оставлять дома, а в школу приходить
в подобающем виде. Повязанные вокруг шеи черно-розовые платки и
огромное количество пестрящих черно-белых квадратиков вызывают только
смех. Но, видимо, эмо любят, когда над ними смеются. Это делает их еще
более «тру»…

Так какой должна быть одежда для школы: строгой и безликой или не
ограниченной школьными рамками — яркой и немного дерзкой, дающей
школьнику возможность самовыражаться?

Что думают учителя?

Несмотря на популярность субкультур, учителя выступают категорически против подобного внешнего вида учеников.

По мнению преподавателей, форма дисциплинирует и мобилизует учеников.
Сложно заниматься делом в том же, в чем ты отдыхаешь или развлекаешься.
Кроме того, на школьных собраниях звучит важная мысль: ученики с
детства должны воспринять определенные правила ношения одежды. Что бы мы
ни носили в школе, в жизни взрослого человека понятие «дресс-код»
играет важную роль. Если человек приходит устраиваться на работу в
шортах или в рваных джинсах, шансов на успех у него никаких. Если в
таком виде заявиться на похороны, можно нарваться на неприятности.
«Разрешая школьникам появляться на уроках в чем попало, мы разрушаем у
них понятие о том, как одеваться к месту», — считают педагоги.

— Мы считаем, что дети должны приходить в школу учиться, а чтобы
разглядывать наряды друг друга, существуют другие места, — говорят учителя.

— В некоторых школах нет единой школьной формы,
благодаря чему у школьников появляется возможность проявить свою
индивидуальность и вкус, но в рамках дресс-кода. Ведь не обязательно
делать прическу попугая, закрывающую пол-лица, чтобы выразить себя. Мы
не требуем единой формы, абсолютно одинаковых костюмчиков, но приличия
соблюдаться должны.

— Мне кажется, если у ребенка нет чувства стиля и он не понимает, как
можно одеться в школу, а как нет, — ему должны помочь родители. Однако
все чаще приходится видеть учениц, то и дело оголяющих различные части
тела, дабы вызвать интерес противоположного пола. Куда в таких случаях
смотрят родители? Что бы ни говорили в данном случае про форму, она
действительно побуждает ребенка учиться и направляет его мысли в нужное
русло, — считают преподаватели.

А старшеклассники?

Считается, что старшеклассники — главные противники униформы.

Они воспринимают ее как ограничение свободы, оскорбление индивидуальности и ущемление прав человека.

Но, как правило, это происходит до того момента, пока не проходит
самый сложный период взросления — переходный возраст. Повзрослевшие и
поумневшие тинейджеры начинают понимать всю необходимость школьной формы
и относятся к ней как к должному.

— В подростковом возрасте идут процессы индивидуализации. Все
привязанности уже на стороне. Для мальчиков, да и для некоторых девочек
оказываются очень важными отношения в уличных компаниях. А школа, хотим
мы этого или нет, это «казенный дом». И идентифицироваться с ней
школьники не хотят. Ведь в школе у подростка зависимый статус. Поэтому и
форма у него теплых чувств не вызывает. Однако есть школы, где все с
точностью до наоборот. На меня произвело впечатление одно очень старое
английское учебное заведение, ведущее свою историю с начала XVII века. В
качестве гида мне дали мальчика из старшего, шестого класса. Так вот он
сказал, что форма с обязательным галстуком его ничуть не смущает.
Наоборот, фирменный галстук — это знак солидарности со старыми школьными
традициями, — говорит детский психолог Ирина Миронова.

С младшими классами другая история. Ученики начальной школы, особенно
первоклашки, с удовольствием надевают форму. Для маленьких детей это
игра «во взрослых». Психологи объясняют это еще и тем, что у детей ярко
выражена тяга к внешней атрибутике. Надевая форму, они наполняются
гордостью от мысли: «Я теперь хожу в школу».

В средних классах требования смягчаются и от детей требуют соблюдать
хотя бы деловой дресс-код, т. е. носить строгие брюки и не слишком
короткие юбки, не перегруженный стразами и кружевом верх.

А как у них?

— Школьники Англии с большим уважением относятся к форме, и многие
даже умудряются искренне гордиться ею. Учитывая британский консерватизм,
легко поверить в то, что долгое время классическая форма для школьников
здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки…

— Форма школьниц в Японии — «сэйлор-фуку», по-нашему — матроски. За
пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что альма-матер
для них — образец для подражания.

— В Соединенных Штатах форма для школьников была введена по
необходимости. В 80-е годы прошлого века, для того «чтобы дети перестали
стрелять друг в друга из-за дорогих кроссовок», в некоторых городских
районах внедрили первый эксперимент. И лишь в 1996 году, после того как
Билл Клинтон в своем ежегодном обращении к нации назвал школьную форму
одним из способов решения проблемы гангстеризма, форма приобрела статус
повседневной одежды американских детей. Ныне главное ее назначение —
служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся
одного учебного заведения от питомцев другого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *