Школьный автобус

 Инструкция

для обучающихся

при следовании по маршруту

1. Ожидайте общественный транспорт на посадочных площадках, если их нет — на тротуаре или обочине.

2. Посадку и высадку производите только после полной остановки автобуса. При этом не стремитесь быть в первых рядах, не толкайтесь, заходите спокойно, в любом случае избегайте давки.

3. Не стойте около дверей, никогда не используйте их как опору. В салоне не шумите, не шалите, воздерживайтесь от громкого разговора.

4. Во время движения держитесь за поручни, находитесь лицом в сторону движения.

5. Не отвлекайте водителя.

6. Не читайте, не засыпайте. Наблюдайте за остановкой транспорта.

7. После выхода из салона лучше подождать, пока транспортное средство отъедет, и лишь потом следует переходить проезжую часть. Автобус нужно обходить сзади.

8. Не сорите в автобусе, не пачкайте и не рвите сиденья. Не позволяйте другим учащимся нарушать общественный порядок в автобусе. Обо всех нарушениях немедленно докладывайте учащимся, ответственным за порядок в автобусе, учителям, администрации. Берегите школьное имущество.

Инструкция

по охране труда водителя

школьного автобуса

  • Общие требования безопасности
  • К самостоятельной работе в качестве водителя автобуса  допускаются лица, прошедшие:
  • вводный инструктаж;
  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • обучение безопасным методам и приемам  труда  не  менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 20 часовой программе);
  • инструктаж  по   электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания с присвоением    квалификационной группы I.

Для выполнения  обязанностей водителя автобуса  допускаются лица,
имеющие удостоверение на  право управления данной категорией транспорта,  не имеющие
медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 20 летнего возраста.

  •  Водитель автобуса должен проходить:
  • повторный  инструктаж  по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
  • внеплановый инструктаж:  при изменении технологического процесса или правил по охране труда,  замене или  модернизации производственного оборудования,  приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ,  к  которым  предъявляются  повышенные требования безопасности- 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр
  • Водитель автобуса  обязан:
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
  • использовать  по  назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
  • Водитель автобуса  должен:
  • уметь оказывать первую (доврачебную)  помощь пострадавшему при несчастном случае;
  • знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных   средств  пожаротушения,   главных  и  запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
  • выполнять правила дорожного движения;
  • выполнять  только  порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
  • во время работы быть внимательным,  не отвлекаться и не отвлекать других,  не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать рабочее место в чистоте и порядке.
  • Водитель автобуса   должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу,  курить,  отдыхать только в  специально отведенных для этого помещениях и местах.  Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
  • При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях  на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.
  • При обнаружении загорания или в случае пожара:
  • остановить автобус и вывести на безопасное расстояние пассажиров;
  • сообщить в пожарную охрану и администрации;
  • приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии  с  инструкцией  по пожарной безопасности.

1.8.При  несчастном  случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или  начальнику цеха,  принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования),  если  это  не  создает опасности для окружающих.
1.9.За невыполнение требований безопасности,  изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.10.Основными  опасными  и вредными и производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автобуса;
  • горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;
  • отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
  • столкновение  с другим транспортным средством или наезд на людей;
  • повышенный шум и вибрация в автобусе.

2. Требования безопасности перед началом работы

  • Убедиться в исправности одежды,  застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Перед началом работы водитель обязан пройти  предрейсовый медицинский осмотр.
  • Внешним осмотром убедиться в полной исправности  автобуса (микроавтобуса) и проверить:
  • техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность  шин,  тормозной системы,  рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида,  чистоту и видимость номерных знаков и надписей,  а также  отсутствие подтекания  топлива,   масла  и  воды,   а у газобаллонных автобусов на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие инструмента и приспособлений, а также огнетушителя, мед.аптечки,  упоров под колеса,  знаков аварийной остановки;
  • заправку автобуса топливом, маслом, водой, тормозной   жидкостью    и    уровень    электролита    в аккумуляторной батарее.
  • Пуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага коробки передач.  При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки,  брать ее в обхват или применять какие-либо предметы, действующие на нее не допускается.  Запрещается пуск двигателя буксированием с помощью других транспортных средств.
  • После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления  и  тормозов,   работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
  • В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации транспортного отдела.
  • Заправку автобуса   топливом производить после остановки двигателя.  Во время заправки машины топливом пассажирам  находиться в салоне автобуса  запрещается. На территории автозаправочной станции не допускается: курить,   производить  какие-либо ремонтно-регулировочные работы, заливать топливо  в  посторонние  емкости,   открывать крышки бензобака металлическими предметами.
  • При работе автобуса на этилированном бензине  соблюдать следующие правила:
  • операции по приемке,  заправке автобуса и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автобуса;
  • продувку бензосистемы производить насосом;
  • использовать  этилированный бензин разрешается только в качестве топлива;
  • при  попадании этилированного бензин на кожу немедленно смыть керосином, а затем теплой водой с мылом;
  • в  случае  попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью;
  • при  заправке  автобуса   этилированным бензином необходимо пользоваться  прорезиненными  фартуками  и резиновыми перчатками.
  • Открывать  крышку  радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов.  Снимать и надевать шланг нормоподогрева,  только при закрытом вентиле  нормоподогрева.
  • При  обслуживании  газобаллонных  автобусов  водитель обязан произвести осмотр машины с целью обнаружения  возможных утечек газа и неисправности газовой аппаратуры, запорной арматуры, проверить крепление газовых баллонов.
  • Перед  запуском  двигателя после длительной стоянки следует открыть капот и в течение некоторого  времени  держать его открытым,   убедиться  в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и их соединений.  Магистральный и расходный вентили на  баллонах следует открывать медленно во избежание гидравлических ударов.
  • Водитель,  принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автобусов и газовой  аппаратуры должен пройти специальную подготовку, сдать экзамен квалификационной комиссии и получить удостоверение  установленного  образца.

3. Требования безопасности во время работы

  • Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража,  убедиться,  что это безопасно  для рабочих и  других  посторонних  лиц и подать предупредительный сигнал.
  • Быть  внимательным и осторожным при движении с места задним ходом.  При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
  • Скорость движения выбирать с учетом  дорожных  условий, видимости и обзорности,  интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса.
  • При перевозке детей:

-должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
-детей должны сопровождать двое взрослых;
-во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
-скорость движения не выше 60 км в час.
-перевозку осуществлять только в светлое время суток.

  • Выполнять требования безопасности движения и  указания регулировщиков  дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
  • Оставлять  автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время  отсутствия водителя.
  • При ремонте автобуса на линии соблюдать меры предосторожности:  съехать на обочину дороги,  включить задний свет при  плохой  видимости,   остановить  автобус  с  помощью стояночной тормозной системы,  включить первую передачу,  подложить под колеса упоры.  При работе на обочине  под  машиной  находиться с противоположной стороны проезжей части.  Не допускать к ремонту автобуса  лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
  • Водителю  автобуса не разрешается:
  • управлять автобусом в состоянии алкогольного  опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс (на линию)  в болезненном состоянии или при такой  степени утомления,  которая может повлиять на безопасность движения;
  • передавать управление автобусом другим лицам;
  • выполнять буксировку автобуса с целью пуска  двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса;
  • подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной  близости  от  системы  питания двигателя и топливных баков.
  • При  передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес  относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост  автобус  надежно  затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач,  кроме того, включить нижнюю передачу.
  • При работе под автобусом выключить  двигатель  и  на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия  кузова подъемным  механизмом  с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса  вне  осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
  • При ремонте автобуса содержать рабочее место в  чистоте и не загромождать посторонними предметами.  Сливать масло и воду только в специальную тару.
  • Подъем  автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально,  опираться на  грунт  всей плоскостью подошвы,   головка  домкрата  должна упираться всей плоскостью в ось или в специально  фиксированное  место,   при мягком грунте  под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
  • Для  снятия  и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
  • На разборочно-сборочных работах  применять  только исправные приспособления  и  инструмент.   Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
  • Проверять  совпадение  отверстий  ушков  рессоры  и серьги только при помощи бородка.
  • Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
  • Работы,  связанные с заменой и  перестановкой  шин, рессор, выполнять  только после того,  как автобус будет установлен на козелки.
  • Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника,  накачивать шины в предохранительном  устройстве. При накачке  шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
  • Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле,  чем на 40  процентов  от нормы и при условии,  что из-за уменьшения давления не нарушилась  правильность монтажа шины.
  • При  выполнении  работ  с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
  • при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду.   Если  это произошло,  немедленно обмыть  пораженное место содовым 10-процентным раствором или при  отсутствии  его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
  • пользоваться специальными тележками с гнездами по  размерам батарей при их транспортировании;
  • для определения степени зарядки аккумуляторных  батарей пользоваться нагрузочной вилкой.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

  • При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
  • Водитель  причастный  к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный  случай  (наезд  на  людей  или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД,  директору школы, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии)  до прибытия  инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
  • Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.

5. Требования безопасности по окончании работы

  • После возвращения  с  линии  проверить автобус.  В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с  перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
  • Автобус очистить от  грязи  и  пыли, поставить в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной  тормозной системы.
  • Сдать путевой (маршрутный)  лист директору школы или  ответственному лицу.
  • После окончания работы руки  и  лицо  вымыть  теплой водой с мылом, по возможности  принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

 

 

 Инструкция

для обучающихся и воспитанников
по правилам безопасности при поездках

в школьном автобусе

1. Общие требования безопасности

1.1 Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся и воспитанников, пользующихся автобусными перевозками, организуемыми учреждением образования

1.2 К поездкам допускаются дети, прошедшие инструктаж по технике безопасности

1.3 Обучающиеся и воспитанники обязаны выполнять требования воспитателя, учителя, либо специально назначенного взрослого из числа родителей по соблюдению порядка и правил проезда в школьном автобусе.

2. Требования безопасности перед началом поездки и во время посадки

2.1 Перед началом поездки обучающиеся обязаны:

— пройти инструктаж по технике безопасности при поездках;

— ожидать подхода автобуса в определенном месте сбора, не выходя на проезжую часть дороги;

— спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;

— по распоряжению сопровождающего пройти проверку наличия участников поездки;

— не выходить навстречу приближающемуся автобусу

— после полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон автобуса входят самые старшие ученики. Они занимают места в дальней от водителя части салона.

3. Требования безопасности во время поездки

3.1 Во время поездки школьники обязаны соблюдать дисциплину и порядок. О всех недостатках, отмеченных во время поездки, они должны сообщать сопровождающему.

3.2 Обучающимся запрещается:

— загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;

— вставать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криком;

— создавать ложную панику;

— без необходимости нажимать на сигнальную кнопку;

— открывать окна, форточки и вентиляционные люки.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма обучающийся или воспитанник обязан сообщить об этом сопровождающему (при необходимости подать сигнал при помощи специальной кнопки).

4.2 При возникновении аварийных ситуаций (технической неисправности, пожара и т.п.) после остановки автобуса по указанию водителя дети должны под руководством сопровождающего лица быстро и без паники покинуть автобус и удалиться на безопасное расстояние, не выходя при этом на проезжую часть дороги.

4.3 В случае захвата автобуса террористами обучающимся необходимо соблюдать спокойствие, без паники выполнять все указания сопровождающих лиц.

5. Требования безопасности по окончании поездки

5.1. По окончании поездки обучающийся, воспитанник обязан:

— после полной остановки автобуса и с разрешения сопровождающего спокойно, не торопясь выйти из транспортного средства. При этом первыми выходят школьники, занимающие места у выхода из салона;

— по распоряжению сопровождающего пройти проверку наличия участников поездки;

— не покидать место высадки до отъезда автобуса.

 Инструкция

по предрейсовому осмотру автобуса

 

1. Техническое состояние автобуса должно отвечать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»).

2. При выезде на линию к месту посадки водитель должен лично проверить состояния экипировки автобуса.

Автобус должен быть оборудован:

двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый (один — в кабине водителя, другой — в пассажирском салоне автобуса);

квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета (сторона квадрата не менее 250 мм, ширина каймы — 1/10 стороны квадрата), с черным изображением символа дорожного знака 1.21 «ДЕТИ», которые должны быть установлены спереди и сзади автобуса;

двумя аптечками первой помощи (автомобильными);

двумя противооткатными упорами;

знаком аварийной остановки;

при следовании в колонне — информационной табличкой, с указанием места автобуса в колонне, которая устанавливается на лобовом стекле автобуса справа по ходу движения;

автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 01-01.1998 года и используемые на туристических поездках, должны быть оборудованы тахографами — контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Должностная инструкция

сопровождающего детей на школьном автобусе.

1. Общие положения

     1.1. Настоящая   должностная  инструкция  разработана  на  основе  тарифно-квалификационной  характеристики   воспитателя,   утвержденной приказом  Минобразования  Российской Федерации и Госкомвуза Российской

Федерации  от  31  августа  1995  г.  N  463/1268  по  согласованию  с Министерством   труда  Российской  Федерации  (постановление  Минтруда России от 17 августа 1995 г.  N 46). При составлении инструкции учтены также  Примерные  рекомендации  об  организации  службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации,  утвержденные  приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г.  N 92.

1.2. Сопровождающий   назначается   и   освобождается  директором школы.

1.3. Воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

1.4. Сопровждающий    подчиняется    непосредственно  директору школы.

II. Функции

     Основными направлениями деятельности сопровждающего являются:

2.1.   Ответственность за детей  во время перевозки на школьном автобусе;

 III. Должностные обязанности

Должен знать, как сопровождающий при перевозке детей на школьном автобусе:
а)  порядок подачи автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки детей;
б)  порядок взаимодействия сопровождающего и водителя;

в)  правила поведения детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в   салоне автобуса;

г)  правила пользования  оборудованием салона: вентиляционными люками,  форточками, сигналами требования остановки автобуса;

д)  порядок контроля  детей  при движении и остановках автобуса;

е) порядок действий при чрезвычайных ситуациях: поломка автобуса, пожар, вынужденная остановка, дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами;

ё) порядок эвакуации пассажиров;

ж) порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования  устройствами приведения их в действие;

з) правила пользования огнетушителями;

IV. Ответственность

5.1. Сопровождающий   несет  ответственность  за  жизнь  и  здоровье воспитанников группы,  нарушение их  прав  и  свобод  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин   Устава  и  Правил  внутреннего  трудового  распорядка  школы, законных распоряжений директора школы  и  иных  локальных  нормативных актов, должностных обязанностей,  установленных настоящей Инструкцией, сопровождающий   несет   дисциплинарную   ответственность   в    порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение,  в том числе однократное, методов воспитания, связанных  с  физическим  и  (или)  психическим насилием над личностью обучающегося,  а  также   совершение   иного   аморального   проступка сопровождающий   может   быть   освобожден   от  занимаемой  должности  в соответствии  с  трудовым  законодательством  и   Законом   Российской Федерации  «Об  образовании».  Увольнение  за  подобный  проступок  не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей  воспитатель несет материальную ответственность в порядке и   в   пределах,   установленных   трудовым   и   (или)   гражданским законодательством.

Памятка

для сопровождающего в автобусе при перевозке детей.
Обязанности сопровождающего лица.

 

1. Перед поездкой сопровождающий проходит инструктаж по безопасности перевозки детей, отметки о котором заносятся в книгу учета инструктажей.

2. Во время движения автобуса сопровождающий должен находиться на передней площадке салона.

3. Сопровождающий должен знать, где находятся предметы пожаротушения в салоне автобуса, уметь пользоваться ими, а также должен быть ознакомлен о спасательных мерах при авариях.

4. Посадка и высадка детей производится после полной остановки автобуса под руководством сопровождающего.

5. Перед началом движения сопровождающий должен убедиться, что количество детей не превышает число посадочных мест, окна с левой стороны закрыты, и подать команду на закрытие дверей.

6. Во время движения сопровождающий обеспечивает порядок в салоне, не допускает вставание детей с мест и хождение по салону.

7. При высадке сопровождающий выходит первым и направляет детей вправо по ходу движения за пределы проезжей части.

 Памятка

водителю автобуса,
специально предназначенного для перевозки детей,
по обеспечению безопасности перевозки

1. Общие требования безопасности

1.1. К перевозке обучающихся и воспитанников школьным автобусом допускаются лица в возрасте не моложе 21 года с непрерывным стажем работы в качестве водителя не менее трех последних лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья,

1.2. Выезжая в рейс, водитель должен иметь опрятный вид, быть вежливым и внимательным к пассажирам.

1.3. Обучающихся и воспитанников при перевозке должны сопровождать не менее двух взрослых (на каждую дверь автобуса по одному сопровождающему).

1.4. Автобус для перевозки обучающихся и воспитанников должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети», поясами безопасности для каждого пассажира, цветографическими знаками безопасности, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями и медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. Во время движения автобуса возможно воздействие следующих опасных факторов:

— резкое торможение автобуса;

— удар при столкновении с другими транспортными средствами или препятствиями;

— отравляющее воздействие угарного газа при нахождении в автобусе с работающим двигателем во время длительных стоянок или при возникновении неисправности системы выпуска отработавших газов;

— отравляющее воздействие паров бензина при подтекании топлива вследствие неисправности системы питания двигателя;

— воздействие высокой температуры и продуктов горения при возникновении пожара;

— наезд проходящего транспортного средства при выходе детей на проезжую часть дороги.

1.6. Водителю запрещается выезжать в рейс в болезненном, утомленном состоянии, под действием лекарственных препаратов, влияющих на быстроту реакции, а также на технически неисправном автобусе.

2. Требования безопасности перед началом перевозки

2.1. Водитель перед выездом в рейс должен в установленном порядке пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также инструктаж по охране труда.

2.3. Водитель обязан лично убедиться:

— в технической исправности автобуса;

— в наличии необходимой путевой документации;

— в правильности оформления путевого листа;

— в наличии спереди и сзади на кузове автобуса предупреждающего знака «Дети»;

— в наличии двух исправных огнетушителей и укомплектованной медицинской аптечки;

— в наличии и исправности поясов безопасности на каждом пассажирском месте;

— в чистоте салона автобуса и своего рабочего места.

2.4. Водитель в установленном порядке обязан представить автобус на технический осмотр перед выходом в рейс.

2.5. Водитель обязан обеспечить безопасную посадку обучающихся и воспитанников в автобус на специально оборудованных посадочных площадках со стороны тротуара или обочины дороги только после полной остановки автобуса.

2.6. Во время посадки и высадки пассажиров автобус должен быть заторможен стояночным тормозом. Движение автобуса задним ходом не допускается.

2.7. Количество пассажиров школьного автобуса не должно превышать числа посадочных мест.

2.8. В школьном автобусе разрешается перевозить только обучающихся и воспитанников согласно утвержденному списку и лиц, их сопровождающих, назначенных соответствующим приказом.

2.9. В школьном автобусе запрещается перевозить иных пассажиров, кроме перечисленных в п. 2.7.

2.10. Не разрешается допускать перевозку пассажиров, стоящих в проходах между сидениями автобуса.

2.11. Запрещается выезжать в рейс без специально назначенных приказом по школе сопровождающих лиц.

3. Требования безопасности во время перевозки

3.1. Движение автобуса должно осуществляться без резких толчков, с плавным разгоном, а при остановке не допускается резкое торможение, за исключением случаев экстренной остановки.

3.2. В пути следования запрещается:

— отклоняться от графика и заданного маршрута движения;

— отвлекаться от управления автобусом;

— курить, принимать пищу, вести разговоры;

— пользоваться сотовым телефоном без специальной арматуры;

— допускать в автобус посторонних лиц.

3.3. Скорость движения автобуса при перевозке детей выбирается в соответствии с требованиями ПДД и не должна превышать 60 км/ч.

3.4. Не разрешается перевозить обучающихся и воспитанников в темное время суток, в гололед и в условиях ограниченной видимости.

3.5. Перед неохраняемым железнодорожным переездом следует остановить автобус, и, убедившись в безопасности проезда через железнодорожные пути, продолжить движение.

3.6. При движении в организованной колонне запрещается обгон других транспортных средств колонны.

3.7. Во избежание отравления угарным газом запрещаются длительные стоянки автобуса с работающим двигателем.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправностей автобуса следует принять вправо, съехать на обочину дороги, остановить автобус в безопасном месте, высадить пассажиров, не допуская их выхода на проезжую часть дороги, и, в соответствии с требованием ПДД, выставить аварийные знаки безопасности. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.

4.2. Нахождение пассажиров в буксируемом автобусе не допускается.

4.3. В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием детей принять меры по оказанию пострадавшим неотложной доврачебной помощи и с ближайшего пункта связи, телефона сотовой связи или с помощью проезжающих водителей сообщить о происшествии администрации учреждения, в ГИБДД и вызвать скорую медицинскую помощь.

5. Требования безопасности по окончании перевозки

5.1. По прибытию из рейса водитель обязан:

— сообщить руководителю образовательного учреждения о результатах поездки;

— установленным порядком пройти послерейсовый медицинский осмотр;

— провести техническое обслуживание автобуса и устранить все выявленные неисправности;

— сообщить руководителю образовательного учреждения о готовности к следующему рейсу.

5.2. При техническом обслуживании автобуса водитель обязан руководствоваться требованием п. 4.5.23 ГОСТ Р 51160-98 о двойном сокращении периодичности осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус для перевозки детей.

 Нормативные требования по обеспечению безопасности
дорожного движения при организации перевозки пассажиров.

Особенности перевозки детей

 Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения:

— при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей (статья 15);

— при эксплуатации транспортных средств (статья 16);

— при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств (статья 18);

— при осуществлении юридическими лицам и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статья 20).

Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации.

Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация.

Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

— организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

— соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

— создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

— анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

— организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

— обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27), определяет основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров:

— закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками организации;

— регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;

— назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;

— проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;

— ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований по обеспечению безопасности дорожного движения при организации пассажиров, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;

— оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

— обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.

К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:

— прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

— организация стажировки водителей;

— организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

— проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

— регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

— соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

— регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

— организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок:

К основным требованиям по обеспечению содержания автобусов в технически исправном состоянии относятся:

— владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра;

— владельцы автобусов обязаны обеспечить техническое обслуживание (ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное (СО) и ремонт автобусов в порядке и сроки, определяемые нормативными документами.

К основным требованиям по обеспечению безопасных условий перевозки пассажиров при организации перевозочного процесса относятся:

— владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;

— владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения: — на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;

— владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности);

— владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости;

— владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

При организации перевозки детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:

К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

— Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении — старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.

— Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами. Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.

— Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.

— Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.

— Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.

— При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов ГИБДД и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

— Школьные перевозки по маршруту, не совпадающему с маршрутами регулярных перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности путем непосредственного обследования или по справке дорожных органов, органов ГИБДД, предоставляемой заказчиком.

 

Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) предусматривает возможность организации перевозки детей в образовательные учреждения по следующим видам автобусных перевозок:

— регулярные перевозки общего пользования;

— регулярные перевозки специального назначения (школьные перевозки),

а при организации туристско-экскурсионных перевозок — разовые перевозки туристско-экскурсионного назначения.

ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» распространяется на автобусы, специально предназначенные для перевозок детей (для регулярных перевозок специального назначения (школьные перевозки).

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27), предусматривает, что организации, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм по обеспечению безопасности дорожного движения на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

Должностные обязанности директора

по обеспечению безопасности перевозок детей

школьным автобусом

I. Общие положения

1.1 Директор школы является лицом, ответственным за обеспечение безопасности автобусных перевозок обучающихся и состояние работы в учреждении по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

II. Функции

2.1 На директора школы возлагается выполнение следующих функций по обеспечению безопасности автобусных перевозок обучающихся:

2.1.1 обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов;

2.1.2 содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при их эксплуатации;

2.1.3 организация обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;

2.1.4 организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.

III. Обязанности

3.1 Для обеспечения профессиональной надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности директор обязан:

3.1.1 осуществлять прием на работу, организовывать стажировки и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет;

3.1.2 обеспечивать повышение профессионального мастерства водителей путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями;

3.1.3 обеспечивать проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

3.1.4 организовывать регулярное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей;

3.1.5 обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

3.1.6 осуществлять регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регистрируемых инструктажей, включающих сведения:

— об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

— о состоянии погодных условий;

— о режимах движения, организации труда, отдыха и приема пищи;

— о порядке стоянки и охраны транспортных средств;

— о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД;

— об изменениях в организации перевозок;

— о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

— об особенностях перевозки детей;

— об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

— об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

3.1.7 организовывать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

3.2 Для содержания автобусов в технически исправном состоянии, предупреждения отказов и неисправностей при их эксплуатации директор обязан:

3.2.1 обеспечить наличие и исправность средств повышения безопасности пассажиров школьных автобусов в соответствии с действующими нормативными требованиями;

3.3.1 обеспечивать проведение государственного технического осмотра, обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;

3.3.2 обеспечивать проведение ежедневного технического осмотра автобусов перед выходом в рейс и по возвращении из рейса с соответствующими отметками в путевом листе;

3.3.3 обеспечить охрану автобусов для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или причинения автобусам каких-либо повреждений.

3.4 Для организации обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок директор обязан:

3.4.1 немедленно сообщать в органы исполнительной власти, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в органы ГИБДД о выявленных в процессе эксплуатации маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности движения, а также о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, стихийных явлениях; принимать необходимые предупредительные меры (организация движения с пониженными скоростями, изменение маршрута движения, информирование водителей, временное прекращение движения автобусов) в соответствии с действующими нормативными документами;

3.4.2 осуществлять выбор местоположения автобусных остановок (площадок для посадки и высадки детей) в соответствии с действующими нормативными документами с соблюдением условий обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне, согласовывать с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами ГИБДД и направлять соответствующие документы на утверждение муниципальными органами исполнительной власти;

3.4.3 организовать установку на маршрутах специальных остановочных знаков с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей;

3.4.4 производить комиссионное обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации — не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами с оформлением результатов обследования актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации автобусных маршрутов;

3.4.5 немедленно информировать муниципальный орган управления образованием о несоответствии действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения для принятия решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или их закрытии;

3.4.6 осуществлять постоянное взаимодействие с органами ГИБДД для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметров дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте перевозок детей школьными автобусами;

3.4.7 прекратить автобусное движение в случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях);

3.4.8 разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения школьных автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами;

3.5 Для организации перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок детей, директор обязан:

3.5.1 обеспечивать сопровождение перевозок групп детей преподавателями или специально назначенными взрослыми;

3.5.2 обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей, сопровождающих лиц и детей о мерах безопасности во время поездки на школьном автобусе;

3.5.3 обеспечить каждого водителя школьного автобуса графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок, схемой маршрута с указанием опасных участков, информацией об условиях движения и другими необходимыми путевыми документами;

3.5.4 организовывать контроль за соблюдением маршрутов и графиков (расписаний) движения, количеством перевозимых пассажиров, не превышающим число мест для сидения;

3.5.5 уведомлять органы ГИБДД об организации перевозок школьников, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами;

3.5.6 обеспечивать сопровождение детей, перевозимых колонной автобусов, медицинскими работниками;

3.5.7 регулярно информировать муниципальный орган управления образованием о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушениях Правил дорожного движения и других норм безопасности движения;

3.5.8 вести учет и анализировать причины дорожно-транспортных происшествий с автобусами и нарушений водителями учреждения правил движения;

3.5.9 выезжать на место ДТП для проведения служебного расследования, составлять положенные документы в соответствии с Инструкцией по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.

IV. Права

4 Директор имеет право:

4.1 запрещать выпуск автобусов в рейс или возвращать в гараж при обнаружении в них технических неисправностей, угрожающих безопасности движения;

4.2 отстранять от работы водителей при их появлении на работе в нетрезвом состоянии, а также, если их состояние или действия угрожают безопасности перевозок;

4.3 обеспечивать проведение послерейсовых медицинских осмотров для водителей, состояние здоровья которых требует особого контроля.

V. Ответственность

5.1 Директор несет ответственность за нарушения требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности автобусных перевозок — дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *